Пишите письма мелким почерком

Дата: 04.05.2018

Одно из заданий в ОГЭ и ЕГЭ — написание письма. Начиная с 4-5 класса ученики отечественных школ пишут письма Бэнам, Джонам и Сэмам. Казалось бы, все правильно: дети учатся формулировать мысли, тренируют навык письменной речи… Но действительно ли это полезное задание? Как полученные знания пригодятся на практике? И что можно сделать, чтобы дети писали письма с удовольствием? Ищите ответы на эти вопросы в нашей статье.

В стародавние времена, когда Интернета еще не было, а мобильные телефоны были только у самых богатых, люди писали друг другу письма. За многие годы переписки, конечно, выработались определенные шаблоны оформления. Например, англичане начинают письмо словами «Dear Jonh,..», а мы скорее всего, напишем «Привет Джон!» В целом же, письма личного характера (а именно их учат писать в школе) нужны для того, чтобы поддержать контакт с близким человеком, узнать его новости и рассказать свои. На первый взгляд, очевидные вещи, верно? Но только до тех пор, пока мы не столкнемся со школьной программой.

Можно, конечно, поразмыслить и прийти к выводу, что личные письма никто никому давно не пишет: все общаются в соцсетях и мессенджерах. Формат письма сохранился, в основном, в деловой переписке, но к школьникам она, конечно, не имеет отношения. Но к этим выводам можно прийти, только если занудствовать и придираться. Чтобы не делать этого, давайте примем за истину утверждение, что люди по-прежнему пишут друг другу личные письма.

Итак, в школах существует четкий шаблон, по которому нужно составлять письма. В ОГЭ, который сдается после 9 класса, в письме требуется вводная часть, ответы на заданные вопросы и заключение. В ЕГЭ после ответов нужно также задать три своих вопроса собеседнику. Объем письма составляет 100-120 слов для ОГЭ и 120-140 слов для ЕГЭ. А теперь давайте перенесем это чудесное задание на реальную жизнь и подумаем вместе. Почему нужно дать ответы на все вопросы? Может быть, ты не хочешь об этом рассказывать, тебе это неинтересно. И вместо повествования о любимом времени года ты бы с бОльшим удовольствием рассказал, какой фильм посмотрел вчера? Почему объем должен быть именно 100-140 слов? Может быть, ты любишь красивые длинные описания или, наоборот, считаешь краткость сестрой таланта и можешь выразить мысль несколькими словами? Почему вопросов должно быть именно 3? Почему не 4 и не 6? Может быть, ты хочешь узнать собеседника лучше? Может быть, тебе важно его мнение по волнующим тебя вопросам, а не по той ерунде, которую тебе предлагают в задании? Одним словом, школа дает лишь очень отдаленный и приблизительный образец, требуя при этом его безукоризненного соблюдения. Однако при переносе навыков письма в реальную жизнь учиться придется практически с начала.

На наших занятиях ученики тренируют навык письма (о том, как именно они это делают, я напишу чуть ниже). Самые популярные вопросы, которые у них возникают: «А ничего, если у меня 150 слов? Я просто много написала о том, как провела свой день рождения», «А можно, я напишу 4 вопроса, а не 3? Мне очень интересно, смотрела она этот фильм или нет?», «А можно, я не буду отвечать на этот вопрос, по-моему, он какой-то глупый?» Мои ответы: ничего, можно, конечно, это ТВОЯ ЛИЧНАЯ переписка, а значит, ты можешь делать в ней все, что угодно. Реакция учеников: «Что, правда можно 4 вопроса? Ну не в экзамене, а в реальной переписке? Т.е. если я пишу какой-нибудь настоящей Мэри, можно задать ей сколько угодно вопросов, и она ответит?» Звучит дико? Кажется, будто ученики прикалываются? Ответ выглядит очевидным? Отнюдь. Как правило, в школе не учат думать. Не учат смотреть на мир шире. Не учат ставить себя на место другого и проигрывать разные ситуации. Как правило, учат только следовать шаблону, не предупреждая, что в реальной жизни шаблон придется корректировать, а иногда и полностью менять.

Итак, что же делать? Мы нашли следующий выход: наши дети пишут письма…друг другу! Мы повесили на стену большой ватман, где каждый записал свой «профиль» (имя, возраст, увлечения), а затем все ребята выбрали себе друга по переписке (а некоторые даже несколько!). У них получилось настоящее, живое общение. На те темы, которые интересны им. С таким количеством вопросов, которые они хотят задать. С вопросом «how are you?» («Нельзя в письме спрашивать how are you!!» — говорит нам школа. «Почему это?» — спрашиваю я.) В своем ЛИЧНОМ письме вы можете делать все, что угодно: писать how are you, рисовать на полях цветочки и подписываться не своим именем, а, например, фразой remember our summer and me, your fluffy worm. Ваше письмо, ваш друг, ваше общение, ваша жизнь, в конце концов — делайте в ней то, что считаете нужным — примерно такую мысль мы доносим всем нашим ученикам. Конечно же, не забывая при этом напоминать, что экзамен требует строгого оформления, поскольку там все не по-настоящему, а для оценки.

Хотите общаться на английском в реальной жизни? Приходите к нам и учите английский с удовольствием!