Какие бывают дети и как найти подход к ребенку?

Дата: 31.07.2017

Сегодня хочу рассказать вам о разных типах детей и о том, как найти подход к любому ребенку. Обратите внимание, в этой статье речь пойдет о детях, у которых нет серьезных психологических и неврологических проблем. Кроме того, некоторые из рекомендаций подходят преимущественно для индивидуальных занятий.

Итак, условно всех детей можно разделить на 7 типажей.

  1. Непоседа.

Непоседа всегда в хорошем настроении и полон энергии. Он крутится, перекладывает предметы на столе, вертит что-нибудь в руках и абсолютно не может сидеть спокойно. В то же время, такие дети, как правило, довольно способны, быстро воспринимают и усваивают информацию, умеют анализировать и сопоставлять факты.

Как работать?

Пока непоседливость не мешает ребенку понимать вас и правильно выполнять задания – она не является проблемой. Пусть он вертится на стуле, ходит по классу, берет в руки все интересующие его предметы и так далее. Такие дети физически не могут вести себя смирно – для этого им нужно сделать над собой огромное усилие и постоянно себя контролировать – а какое тут внимание к теме занятия, если только и думаешь о том, чтобы сидеть и крутиться?

  1. Болтун.

Болтуны обычно очень позитивные и открытые дети. Вы им очень нравитесь, и они хотят рассказать вам все, начиная с того, какую они купили ручку, и заканчивая походом на день рождения к другу. Как правило, эта черта мешает им хорошо заниматься: они легко отвлекаются на миллион разных мыслей в голове и с трудом могут сосредоточиться на чем-то одном.

Как работать?

Договоритесь с ребенком, что вы обязательно выслушаете его в конце занятия – и непременно сдержите свое обещание! 5 минут, потраченные на разговор об отвлеченных вещах, не повлияют на результативность урока, но помогут наладить с ребенком доброжелательные отношения. С младшими школьниками, которым трудно дотерпеть до конца занятия, можно договориться так: «Давай мы сейчас 15 минут почитаем, а потом ты мне за 5 минут расскажешь про новую ручку». Если через 15 минут ребенок еще вспомнит о том, что хотел рассказать – выслушайте, если нет – не напоминайте и продолжайте заниматьсяJ Кроме того, почаще меняйте вид деятельности: 10 минут читаем, 3 минуты делаем зарядку, 5 минут пишем, 10 минут играем, затем снова читаем 10 минут и так далее.

  1. Стесняшка.

Обычно стесняшки встречаются в начальной школе. Они смотрят на вас круглыми глазами, говорят полушепотом и ни за что не озвучат ответ, если сомневаются в его правильности. В основном, это умные детки, которые хорошо запоминают информацию, они очень внимательные и прилежные.

Как работать?

Просто будьте приветливы и не обращайте внимания на стеснение. Почаще хвалите, подбадривайте ребенка, подсказывайте, если видите, что он знает правильный ответ, но боится его назвать. Только не пытайтесь вести беседы и убеждать ребенка в том, что вы не кусаетесь и можно вас не бояться – он не поверитJ Просто делайте свое дело, а ребенок рано или поздно к вам привыкнет и раскрепостится. Кстати, такие дети со временем могут превратиться в болтунов – и тогда вы с ностальгией вспомните время тишины!

  1. Хам.

Хамы встречаются нечасто и преимущественно среди подростков. Бунт, протест, самоуверенность на пустом месте, неуважение к взрослым и привычка все ставить под сомнение – вот краткое описание хама.

Как работать?

Любое хамство по отношению к себе, будь оно выражено словесно или невербально, нужно пресекать сразу же. Не нужно обижаться, пытаться понять причины или хамить в ответ. Реакция на хамство должна быть краткой и однозначной: «Ты ведешь себя по-хамски. Со мной так вести себя нельзя. Пожалуйста, следи за своей речью и поведением, иначе мы не сможем продолжать занятия». После такого ответа есть два пути развития событий: либо ребенок поймет, что вы можете за себя постоять и начнет вас уважать, либо вам действительно придется прекратить занятия.

  1. Спорщик.

«А нам говорили иначе», «а ведь у этого слова другое значение», «а зачем писать весь ответ целиком», «а у нас еще 5 минут занятия осталось», «а я именно так и прочитал(а), почему вы меня исправляете» — вот типичные фразочки спорщика. В отличие от хама, спорщик не хочет вас обидеть, он действительно борется за истину.

Как работать?

Предоставьте доказательства своей правоты. При любых сомнения со стороны спорщика дайте ему доступ к первоисточнику: пусть он смотрит слова в словаре, читает правила в учебнике, слушает свой ответ в записи на диктофоне. Рано или поздно ему просто надоест спорить, и он будет верить вам на слово, лишь бы опять не искать информацию самостоятельно. С другой стороны, можно и поощрять спорщиков, поскольку такое поведение у детей является индикатором зарождающегося критического мышления. Давайте спорщику творческие задания, пусть он готовит доклады, делает презентации, собирает материал для исследования и т.п.

  1. Великий нехочуха.

Великий нехочуха пассивен, вечно хмур, устал и ничего не желает делать. Он может мотивировать это как угодно, начиная от плохой погоды и заканчивая 6 сложными уроками в школе, но, если ребенок систематически не хочет заниматься, то в 90% случаев в основе такого нежелания лежит лень. Нехочухи представляют собой, пожалуй, самый сложный типаж: с одной стороны, они зачастую довольно умны, и из них вполне может выйти толк, с другой стороны, мотивация у них «на нуле».

Как работать?

Через «не хочу»! Уговаривайте, обещайте награду, стыдите, взывайте к совести, прибегайте к помощи родителей, приводите примеры того, как знания могут понадобиться в ближайшей перспективе, придумывайте разнообразные задания, почаще меняйте вид деятельности – вот комплекс основных мер по борьбе с нежеланием учиться. Вариантов развития событий для нехочухи два: либо он это перерастет и обнаружит в себе интерес к учебе, либо родители сдадутся первыми и деликатно откажутся от занятий с грустным вздохом: «Ну что ты с ним сделаешь, никак не хочет учиться».

Важно! Иногда ребенок не может, а не хочет заниматься. Еще на этапе знакомства стоит поговорить с учеником, узнать, чем он увлекается, ходит ли в какие-то секции или кружки, какие у него отношения с учителями и много ли задают домашнего задания. Если у ребенка по 7 уроков каждый день, после школы дополнительные занятия, а дома плачет грудной брат или сестра, мешая делать уроки, не мудрено, что единственное желание ребенка – просто поспать где-нибудь в тихом месте, а никак не вникать в то, что вы ему объясняете. Продолжать занятия в таком случае стоит лишь тогда, когда ребенок готовится к поступлению. Постарайтесь подбодрить его, сделайте чаю, расскажите о том, как было трудно учиться вам, выслушайте его жалобы и…принимайтесь за работу. Во всех остальных случаях мой совет таков: пожалейте несчастного ребенка, откажитесь от занятий сами под каким-нибудь благовидным предлогом.

  1. Умничка.

Умнички схватывают на лету, всегда выполняют домашнее задание, умеют рассуждать, усидчивы, воспитаны, приветливы, мотивированы на занятия и…встречаются реже других.

Как работать?

Наслаждайтесь!

Таковы основные типажи детей школьного возраста и мои рекомендации по работе с ними. В заключение хотелось бы привести здесь цитату из книги А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»:

«То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, уменье, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе – вот что увлекает ребят в наибольшей степени».

Таков ключ к успешной работе с любым ребенком. Эта простая мысль была озвучена Антоном Семеновичем Макаренко еще в начале 20 века и до сих пор остается правильной – в чем я убеждаюсь на собственном опыте уже на протяжении нескольких лет.

Надеюсь, эта статья была для вас полезной. Учите английскому с удовольствием!